г. Москва, ул. Волгоградский проспект, д. 47
+7 (495)259-58-15

Защита потребителей лекарственных средств при розничной продаже лекарственных средств

Особое место в правовом регулировании занимает вопрос взаимоотношений аптечных организаций и потребителей. Так, для предотвращения злоупотребления правом установлено, что лекарственные средства надлежащего качества не подлежат обмену и возврату[1]. Однако данная норма не исключает права потребителя требовать замены или возврата лекарственного средства ненадлежащего качества, предусмотренные Законом «О защите прав потребителей»[2]. Ст. 57 Закона о лекарственных средствах запрещает продажу фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных лекарственных средств. В соответствии с п. 38 ст. 4 упомянутого Закона «недоброкачественное лекарственное средство – лекарственное средство, не соответствующее требованиям фармакопейной статьи либо в случае ее отсутствия требованиям нормативной документации или нормативного документа». Порядок разработки фармакопейных статей регулируется Приказом Министерства здравоохранения РФ [3]. Таким образом, принимая решение по делу об отказе потребителя от исполнения договора купли-продажи в связи с приобретением некачественного лекарственного средства, суд, прежде всего, уделяет особое внимание экспертизе по соответствию спорного образца фармакопейной статье лекарственного средства [4].Также  Порядок отпуска лекарственных средств устанавливает, что повторный отпуск лекарственных средств, признанных товаром ненадлежащего качества и возвращенных продавцу по этой причине, запрещен.

К сожалению, проблема недоброкачественных лекарственных средств до сих пор остается актуальной. Только за первые девять месяцев 2013 г. было выявлено и изъято из обращения 308 серий 188 торговых названий лекарственных средств, среди которых 65% принадлежат отечественному производителю[5].

Малоутешительными также остаются показатели количества изъятых фальсифицированных лекарственных средств и лекарственных средств, находившихся в обороте с нарушением законодательства (контрафактных лекарственных средств [6]): 11 серий 10 торговых наименований были изъяты из обращения, 82% которых приходятся на долю зарубежных производителей [7]. В соответствии п. 37 ст. 4 Закона о лекарственных средствах «фальсифицированное лекарственное средство – лекарственное средство, сопровождаемое ложной информацией о его составе и (или) производителе». Следует отметить, что ст. 6 Конвенции Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения, которая была подписана уполномоченными лицами от имени Российской Федерации[8] 28 октября 2011 г.[9], предусматривает  установление уголовной ответственности за сбыт фальсифицированных лекарственных средств. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ[10] «обман как способ совершения хищения или приобретения права на чужое имущество, ответственность за которое предусмотрена статьей 159 УК РФ, может состоять в сознательном сообщении заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений либо в умолчании об истинных фактах, либо в умышленных действиях (например, в предоставлении фальсифицированного товара)». Правоприменительная практика также показывает, что организация производства и сбыт фальсифицированных лекарственных препаратов квалифицируются как мошенничество[11].

Проблема реализации фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств является ключевой не только для России. В связи с этим большое значение имеет Международная полицейская операция под кодовым названием «Пангея», направленная на выявление и пресечения фактов незаконной реализации лекарственных средств посредством сети Интернет, участниками которой в 2013 г. стали 150 стран, в том числе и Россия. По итогам операции «Пангея VI», проводимой с 18 по 27 июня 2013 г., таможенными органами Российской Федерации выявлено девять поставок контрафактных и фальсифицированных лекарственных средств[12].

К тому же, несмотря на то, что продажа лекарственных средств дистанционным способом, то есть «по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора»[13], в России запрещена[14], незаконная реализация лекарственных средств посредством сети Интернет не редкость. Так, в ходе операции «Пантегея VI» было обнаружено сто восемьдесят интернет-сайтов, незаконно предлагающих продажу лекарственных средств на территории Российской Федерации[15]. Запрещается также лекарственных средств вне стационарных мест торговли, то есть «на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах»[16]. В соответствии с письмом Роспотребнадзора[17] нарушение данных положений должно рассматриваться как нарушение ст. 14.15 КоАП РФ, которая предусматривает наложение административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа (для должностных лиц – от одной тысячи до трех тысяч рублей, для юридических лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей). Однако судебная практика показывает, что размещение информации на интернет-сайте аптечной организации о возможности приобретения лекарственных средств дистанционным способом может трактоваться как нарушение права потребителей на достоверную информацию, поскольку продажа лекарственных средств вне мест стационарной торговли запрещена, и предусматривать ответственность по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей[18]. Указанная квалификация данного правонарушения остается весьма сомнительной. Следует также отметить, что указом Президента РФ лекарственные средства отнесены к продукции, свободная реализация которых запрещена[19]. Таким образом, совершение подобного деяния является незаконной продажей товара, свободная реализация которого запрещена или ограничена, и должно влечь за собой административную ответственность в соответствии со ст. 14.2 КоАП, которая предусматривает наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

Важно также обратить внимание на положения ст. 10 Закона «О защите прав потребителей», обязывающие продавца предоставить необходимую и достоверную информацию о товаре. П. 4 ч. 2 ст. 74 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан РФ» также предусматривает, что фармацевтические работники и руководители аптечных организаций не в праве «предоставлять населению недостоверную, неполную или искаженную информацию о наличии лекарственных препаратов, имеющих одинаковое международное непатентованное наименование, медицинских изделий, в том числе скрывать информацию о наличии лекарственных препаратов и медицинских изделий, имеющих более низкую цену».

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ[20] вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу покупателя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных и иных недостатков товара, а также вследствие непредставленной достоверной или полной информации о товаре подлежит возмещению в полном объеме вне зависимости от вины продавца (за исключением случаев, предусмотренных, в частности, статьями 1098[21], 1221 ГК РФ[22], п. 5 ст. 14, п. 6 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»). Однако реализация данного положения на практике остается весьма спорной, особенно в отношении возмещения морального вреда[23].

В защиту интересов потребителей также служат нормы, устанавливающие максимальный размер розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями, на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона о лекарственных средствах установление предельных  розничных надбавок относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. На пресс-брифинге в рамках конференции, прошедшем 30 октября    2013 г., Директор Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России отметила, что сегодня цена на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты «никоим образом не превышает стоимость таких же препаратов за рубежом. При регистрации цены на лекарственное средство осуществляется мониторинг стоимости на основании цен в двадцати референтных странах»[24].

Следует также отметить, что из самой природы договора розничной купли-продажи следует, что данный договор является публичным[25]. Таким образом, закон исключает установление неодинаковых условий договора для разных покупателей или оказание предпочтений одному лицу перед другим, а также исключает возможность непредставление товара при его наличии[26]. В том числе, продавец не вправе устанавливать, что продажа осуществляется лишь при приобретении лекарственных средств свыше определенной суммы[27]. К тому же, так как лекарственные средства подлежат продаже только в стационарных местах торговли[28], то выставление товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах является публичной офертой вне зависимости от того, указаны ли существенные условия договора рознично-купли продажи или нет, если продавец явно не определил, что  данные товары не предназначены для торговли[29]. Таким образом, к реализации лекарственных средств также принимаются правила продажи товаров по образцам[30].

[1] Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».

[2] Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Ч. 1. Ст. 18.

[3] Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г.        № 756н «Об утверждении порядка разработки общих фармакопейных статей и фармакопейных статей и включения их в государственную фармакопею, а также размещения на официальном сайте в сети «Интернет» данных о государственной фармакопеи».

[4] Решение Мирового судьи судебного участка № 61 Черемушкинского судебного района ЮЗАО г. Москвы от 23 марта 2011 г. по делу № 2-06/11; Определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 21 марта 2013 г. № 33-963/2013.

[5] Анализ качества лекарственных средств за 9 месяцев 2013 года // Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения. URL: http://www.roszdravnadzor.ru/medicines/control_of_quality_ls/info.

[6] Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».    П. 39. Ст. 4.

[7] Анализ качества лекарственных средств за 9 месяцев 2013 года // Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения. URL: http://www.roszdravnadzor.ru/medicines/control_of_quality_ls/info.

[8] Распоряжение Президента РФ от 27 октября 2011 г. № 712-рп  «О подписании Конвенции Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения».

[9] Об открытии к подписанию в Москве Конвенции Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения, (Конвенции «Медикрим») // Постоянное представительство Российской Федерации при Организации Объединенных Наций. URL: http://www.russiaun.ru/ru/news/medicrime_convention.

[10] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. № 51 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате».

[11] В Москве задержаны генеральный директор широко известной аптечной сети и его подельник, подозреваемые в организации производства и сбыта фальсифицированных медицинских препаратов // Министерство внутренних дел Российской Федерации. URL: http://mvd.ru/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/Glavnoe_upravlenie_jekonomicheskoj_bezop/Publikacii_i_vistuplenija/item/146287/ (дата обращения: 02.12.2013).

[12] Интерпол сообщает об успешном проведении очередного этапа Международной полицейской операции «Пангея» // Министерство внутренних дел Российской Федерации. URL: http://mvd.ru/news/item/1070222/ (дата обращения: 02.12.2013).

[13] Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом». П. 2.

[14] Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 8 апреля 2005 г. № 0100/2569-05-32 «О пресечении правонарушений при дистанционном способе продажи товара». П. 3.

[15] Интерпол сообщает об успешном проведении очередного этапа Международной полицейской операции «Пангея» // Министерство внутренних дел Российской Федерации. URL: http://mvd.ru/news/item/1070222/ (дата обращения: 02.12.2013).

[16] Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации». П. 4.

[17] Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 8 апреля 2005 г. № 0100/2569-05-32 «О пресечении правонарушений при дистанционном способе продажи товара». П. 3.

[18] Решение Арбитражного суда Пермского края от 16 августа 2013 г. по делу № А50-11243/2013.

[19] Указ Президента РФ от 22 февраля 1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена.

[20] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2002 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

[21] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ.

[22] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ.

[23] Решение Тимирязевского районного суда г. Москвы от 15 июля 2011 г. по делу № 2-2604/11; Решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 26 апреля 2012 г. по делу № 2-398/12; Решение Полевского городского суда Свердловской области от 01 февраля 2013 г. по делу № 2-127/2013.

[24] Директор Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Министерства здравоохранения РФ Елена Максимкина приняла участие в пресс-брифинге «Доступность, эффективность, качество и безопасность лекарственных препаратов для населения» // Министерство здравоохранения Российской Федерации. URL: http://www.rosminzdrav.ru/health/remedy/171 (дата обращения: 02.12.2013).

[25] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ. Ч. 2. Ст. 492.

[26] Там же. Ст. 426.

[27] Решение Саткинского городского суда Челябинской области от 09 июня 2012 г. по делу          № 2-773/2012.

[28] Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации». П. 4.

[29] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ. Ч. 2. Ст. 494.

[30] Постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 918.