г. Москва, ул. Волгоградский проспект, д. 47
+7 (495)259-58-15

Основы правового регулирования розничной торговли

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) «продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью»[1]. Основы правового регулирования розничной торговли лекарственными средствами заложены в ст. 55 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» [2]. Данная статья определяет, что такая торговля осуществляется в количествах, необходимых для выполнения врачебных или ветеринарных назначений. Законом разрешена розничная торговля только лекарственными препаратами, зарегистрированными в Российской Федерации или изготовленными аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Судебная практика показывает, что продажа незарегистрированных в  Российской Федерации лекарственных средств нарушает ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[3] и влечет наложение на виновное юридическое лицо административной ответственности в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей[4].

В последнее время активно обсуждается введение возможности продавать лекарственные средства, не требующие рецепта, в обычных магазинах, в частности, супермаркетах. Такое предложение вызывает определенное недоумение, поскольку все субъекты розничной торговли лекарственными средствами обязаны получить лицензию на фармацевтическую деятельность для осуществления такой торговли, что представляется справедливым, учитывая потребность особых условий хранения и отпуска лекарственных средств, как товара с определенными особенностями. В связи с этим интересно упомянуть письмо Минздрава России от 15.01.2013 № 25-4/3098680-132 «По вопросу осуществления розничной торговли лекарственными препаратами в торговых организациях», направленное в ответ на письмо из Аппарата Правительства РФ. Оно разъясняет, в частности, что предоставление преимуществ отдельной группе продавцов перед аптечными организациями является неприемлемым, поскольку не позволит контролирующим органам проводить проверки субъектов обращения лекарственных средств ввиду отсутствия у них соответствующей лицензии.

Вторым контраргументом является тот факт, что такой подход создаст дискриминационные, по смыслу законодательства о защите конкуренции[5], условия для прочих субъектов розничной торговли лекарственными средствами. Стоит отметить, что приведенные аргументы отражают юридические аспекты данного вопроса и не затрагивают его социально-экономическую сторону, в которой также таятся свои опасности.

Основным субъектом розничной торговли лекарственными средствами являются аптечные организации. Понятие аптечных организаций включает в себя как аптеки различных видов (аптеки готовых лекарственных форм, производственные и производственные с правом изготовления асептических лекарственных препаратов), так и аптечные пункты, аптечные киоски и аптечные магазины. Пункт 2.5 Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения»[6]  закрепляет функции всех указанных форм аптечных организаций. В рамках краткой характеристики этих функций можно отметить следующее:

  1. Только аптеки и аптечные пункты имеют право реализовывать готовые лекарственные препараты по рецептам врачей, а также изготавливать лекарственные средства. При этом в состав функций аптечных киосков не входит реализация наркотических и психотропных веществ, а также изготовление лекарственных средств по требованиям учреждений здравоохранения;
  2. Все аптечные организации предоставляют населению необходимую информацию по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях, а также оказывают первую медицинскую помощь;

Решением Верховного суда РФ[7] было признано недействующим (незаконным) ограничение функций аптечных пунктов, аптечных киосков и аптечных магазинов по реализации продукции, предусмотренной п. 9 ст. 32 Федерального закона от 22 июня 1998 г.  № 86-ФЗ «О лекарственных средствах»[8]. К данной продукции относятся: изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы личной гигиены, оптика, натуральные и искусственные минеральные воды, лечебное, детское и диетическое питание, косметическая и парфюмерная продукция. В настоящий момент указанное положение относится к п. 7 ст. 55 Закона о лекарственных средствах, в котором речь идет о продаже изделий медицинского назначения, предметы и средств личной гигиены, биологически активных добавок и прочих сопутствующих товаров, служащих поддержанию здоровья населения и пропаганде здорового образа жизни.

[1] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ. Ч. 1. Ст. 492.

[2] Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

[3] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

[4] Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2013 г. по делу   № А19-18622/2012.

[5]  Федеральный закон от 26 июля 2006 г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции». П. 8. Ч. 1. Ст. 15.

[6] Приказ Минздрава России от 4 марта 2003 г. № 80 «Об утверждении Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения».

[7] Решение Верховного Суда РФ от 11 сентября 2003 г. № ГКПИ03-607 // «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 8, 2004.

[8] В настоящее время утратил силу.