г. Москва, ул. Волгоградский проспект, д. 47
+7 (495)259-58-15

Некоторые проблемы правового регулирования дистрибьюции на рынке лекарственных средств

В процессе обращения лекарственных средств ключевую роль играют организация дистрибьюции лекарственных средств. Во-первых, деятельность организаций оптовой торговли позволяет более быстро доставить в аптеки лекарственные препараты различных наименований и производителей, что обеспечивает необходимый минимальный ассортимент в аптечных учреждениях (организациях). Во-вторых, значение дистрибьюторских сетей особенно ярко проявляется в рамках Российской Федерации, учитывая огромную территорию и невозможность небольшого количества оптовых поставщиков обеспечить эффективную реализацию лекарственных средств во всех регионах одновременно. Так, по статистике в европейских странах на одну аптеку приходится 1–2 поставщика, в свою очередь, в России один розничный продавец ведёт работу с 7–8 дистрибьюторами[i]. Всё это подчёркивает значимость оптовых поставщиков как звена обращения лекарственных средств, в связи с чем необходимо более детально рассмотреть основные проблемы, возникающие в этой отрасли.

Оптовая торговля и дистрибьюция

Оптовая торговля – это вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием[ii]. В отличие от России в Европейском Союзе предлагается конкретное определение, касающееся лекарственных средств: любая деятельность, заключающаяся в закупках, хранении, поставке либо экспорте лекарственных средств, помимо реализации их населению[iii]

Оптовая торговля лекарственными средствами в Российской Федерации регулируется, прежде всего,  Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – ФЗ «О лекарственных средствах») и Правилами оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 28.12.2010 № 1222н (далее – Правила оптовой торговли). Очевидно, что в силу особенностей самого предмета торговли, а также социальной значимости лекарственных средств как объекта гражданского оборота, торговля ими требует особого регулирования, устанавливающего более строгие требования к ее осуществлению, поэтому данная сфера является объектом повышенного государственного регулирования, которое выражается в следующем

Во-первых, оптовая торговля лекарственными средствами как составляющая фармацевтической деятельности подлежит лицензированию, процедура которого определяется, помимо указанного ФЗ «О лекарственных средствах», ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[iv] (далее ­– ФЗ «О лицензировании») и Положением «О лицензировании фармацевтической деятельности[v] (далее – Положение о лицензировании).

Во-вторых, особое внимание уделяется проблемам самого рынка, ценообразования, добросовестной конкуренции и антимонопольного регулирования.

В-третьих, фармацевтический рынок России характеризуется большим представительством иностранных компаний, и, соответственно, требует регулирования вопрос об импорте лекарственных средств и унификация законодательства с требованиями Европейского Союза.

В рамках всех этих вопросов  существует ряд проблем, решение которых на правовом уровне позволит фармацевтической отрасли РФ продолжать своё развитие, на равных соперничая с мировыми лидерами фармацевтического рынка.

Деятельность организаций оптовой торговли лекарственными средствами

Согласно статье 52 ФЗ «О лекарственных средствах» фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Для получения данной лицензии соискатель должен соответствовать ряду требований, среди них можно выделить право собственности или иное законное право на помещения и оборудование, отвечающие государственным стандартам, наличие у руководителя организации высшего фармацевтического образования и стажа работы не менее 3 лет.    Только получив соответствующую лицензию, организация может начать деятельность по оптовой торговле лекарственными средствами. Предметом оптовой торговой являются исключительно средства, зарегистрированные в РФ в установленном порядке. Невыполнение данных требований и продажа незарегистрированных в РФ лекарственных средств является основанием для привлечения продавца к административной ответственности.

Статьей 53 ФЗ «О лекарственных средствах» устанавливается ограниченный круг контрагентов, которым организация оптовой торговли может осуществлять продажу или передачу лекарственных средств. В их число входят:

1) другие организации оптовой торговли лекарственными средствами;

2) производители лекарственных средств  (для производства препаратов);

3) аптечные организации и ветеринарные аптечные организации;

4) научно-исследовательские организации (для научно-исследовательской работы);

5) индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую или медицинскую деятельность;

6)        медицинские организации, ветеринарные организации;

7)        организации, осуществляющие разведение, выращивание и содержание животных.

Важно отметить, что данный перечень является закрытым и согласно Положению о лицензировании несоблюдение требований данной статьи является грубым нарушением лицензионных требований[vi] и наказывается в соответствии с ч. 4 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно указанной статье данное нарушение влечёт за собой штраф для индивидуальных предпринимателей в размере от 4 до 5 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, в свою очередь, для юридических лиц также предусмотрено приостановление деятельности или штраф в размере от 40 до 50 тыс. рублей.

  Для координации взаимодействия между указанными субъектами оптового рынка был выработан ряд механизмов, обеспечивающих оборот лекарственных средств. Одним из самых распространённых видов договоров, используемых в отношениях оптовой реализации лекарственных препаратов, является договор поставки. Главная специфика договора поставки, как разновидности договора купли-продажи, заключается в его субъектном составе и цели приобретения товара[vii]. Согласно Гражданскому кодексу поставщик должен являться лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность. Более того, покупатель приобретает товары «для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием»[viii], на рынке оптовой торговли лекарственными средствами к таким целям можно отнести, например, закупку товара для научных исследований. При этом стоит отметить, что специфика договора поставки лекарственных средств заключается и в субъектном составе покупателей, ограниченном ФЗ «О лекарственных средствах».

Учитывая особенности лекарственных средств как объекта гражданско-правового оборота, существует ряд предложений по совершенствованию законодательства в области поставки лекарственных средств. Так, например, в литературе отмечается, что количество и качество товара не является достаточным для определения сущностных характеристик договора. В связи с этим предлагается считать  ассортимент (номенклатуру)  существенным условием договора, «так как он  позволяет более точно определить волевую направленность лиц, заключивших договор, а также природу договора»[ix].

Во-вторых, предлагается установить прямую ответственность производителя лекарственных препаратов, предоставив покупателю право выбирать, к кому предъявлять претензии: к непосредственно поставщику или к производителю лекарственных препаратов[x].  Очевидно, что не во всех ситуациях возможно определить, чьи действия повлияли на качество лекарственных средств и кто, соответственно, должен нести ответственность. Однако установление солидарной ответственности может привести к увеличению количества необоснованных исков, прежде всего, против производителей лекарственных средств, что, в свою очередь, негативно скажется на взаимодействии между производителями, поставщиками и розничным продавцами. Кроме того, в случае установление солидарной ответственности производителя и поставщика будет нарушаться принцип виновной ответственности.  

Ещё одним распространённым способом координации представленных хозяйствующих субъектов является дистрибьюторский договор. Изначально дистрибьюторские договоры предполагали отношения между иностранной фармацевтической компанией и монопольным импортёром, распространяющим товар на определённой территории. Однако в РФ зачастую заключаются дистрибьюторские договоры и между российскими компаниями для продвижения товаров на региональных рынках. Как отмечается в литературе, «дистрибьюторский договор можно определить как договор, по которому одна сторона (дистрибьютор) в рамках ведения предпринимательской деятельности обязуется приобретать товар у другой стороны (поставщика) и осуществлять или организовывать его продвижение на определенной территории, а поставщик обязуется не поставлять товар для реализации на этой территории самостоятельно или при участии третьих лиц, в том числе, не продавать товар третьим лицам для распространения на этой территории»[xi].

В то же время отдельного правового регулирования дистрибьюторских договоров ни в большинстве европейских стран, ни в России не существует (исключение составляет, например, Бельгия). В связи с этим Международная Торговая Палата  разработала «Типовой дистрибьюторский контракт»[xii]. В нём не только выделяются определённые обязательные условия договора, но и даются необходимые рекомендации для адаптации договора к национальным правовым системам.

Во-первых, можно выделить особенности дистрибьютора и дистрибьюторского соглашения в целом. Дистрибьютор не просто оптовый продавец. Его отношения с поставщиком гораздо более тесные (например, дистрибьютор воздерживается от продвижения товаров конкурентов поставщика) и долгосрочные. Дистрибьютор обладает определенными привилегиями на данной территории (обычно исключительное право на покупку товаров у поставщика).  Наконец, дистрибьютор практически всегда осуществляет размещение товаров, снабженных товарным знаком (или обособленных иным образом).

Однако российские суды в своих решениях квалифицирует дистрибьюторский договор совершенно по-разному, что связано как непониманием самих сторон договора о его предмете, так и с не устоявшейся практикой судов по рассмотрению данного вида договоров. Так, дистрибьюторский договор квалифицируют как агентский договор[xiii], как смешанный договор поставки и агентирования[xiv], отождествляют с договором купли-продажи[xv], он может включать в себя элементы коммерческой концессии[xvi]. Наконец, наиболее предпочтительной вариантом считается квалификация дистрибьюторского договора как договора на организацию отношений по поставкам продукции с оказанием услуг по поиску покупателей[xvii].

Таким образом, можно сказать, что предметом дистрибьюторского договора являются «действия сторон, связанные с поставками товара на определенный рынок сбыта»[xviii]. Соответственно, если речь идёт о фармацевтической отрасли, то дистрибьюторский договор предполагает поставки фармацевтических средств на определённый рынок сбыта.

Отсюда в свою очередь вытекают возможные существенные условия договора: территория, на которой осуществляется распространение товара, наименование самого фармацевтического средства, срок действия договора.

Среди проблем, которые возникают в дистрибьюторских отношениях, можно выделить проблему регулирования дополнительных соглашений, заключаемых к дистрибьюторским договорам. Так, в судебной практике возникает вопрос, являются ли они по своей сути самостоятельными или подлежат расторжению наряду с основным договором. Безусловно, всё зависит от конкретных условий, предусмотренных этими соглашениями. Однако в случае если соглашения «заключены исключительно во исполнение и изменение соглашений о предоставлении дистрибьюторских прав», то они не являются самостоятельными и при расторжении договора прекращаются обязательства и по указанным соглашениям[xix].

«При заключении и исполнении договоров оптовой купли-продажи стороны связаны только частными интересами, в то время как при заключении дистрибьюторских договоров присутствует публичный интерес»[xx]. В связи с этим особая природа дистрибьюторских договоров приводит к тому, что зачастую они становятся предметом внимания Федеральной антимонопольной службы. Прежде всего, можно выделить следующие проблемы.

Во-первых, стоит подчеркнуть,  что последние годы в России наблюдается устойчивый рост уровня концентрации оптового рынка. Так, в период с 2008 по 2012 год доля ТОП-10 дистрибьюторов выросла с 70% до 83%[xxi]. Однако в то же время отмечается, что высокая доля на рынке достигается за счёт объёмов реализации лекарственных средств на всей территории России, а не благодаря доминирующему положению в отдельных субъектах. Таким образом, необходимо подчеркнуть, что ситуация на рынке оптовой торговли лекарственными средствами не является критической, однако наметившаяся в последние годы тенденция к монополизации рынка заставляет внимательнее отнестись к существующим проблемам. 

Заключение между фармпроизводителем и дистрибьютором эксклюзивных соглашений на поставку уникальных лекарственных средств. Здесь также остро встаёт проблема взаимозаменяемости лекарственных средств. ФЗ «О лекарственных средствах» не даёт законодательного определения понятия «взаимозаменяемость лекарственных препаратов», в результате не обеспечивается должная конкуренция на рассматриваемых рынках, а значит и имеет место поддержание высокого уровня цен.

Вторая проблема возникает в связи со ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции»[xxii], которая запрещает соглашения между хозяйствующими субъектами на товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к разделу товарного рынка по территориальному принципу, чему дистрибьюторские договоры, прежде всего, и способствуют. В свою очередь, ФЗ «О защите конкуренции» разрешает так называемые вертикальные соглашения между субъектами, то есть соглашения между не конкурирующими друг с другом субъектами, что оставляет возможность для заключения дистрибьюторских договоров. Помимо этого, «одно исключение — соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо фирменным наименованием продавца или производителя»[xxiii].

Важным аспектом государственного регулирования является установление цен на некоторые категории лекарственных препаратов. В данном аспекте стоит отметить нормативно-правовые акты, регулирующие предельные отпускные цены. Это Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» (далее – Постановление о регулировании цен) и Постановление Правительства РФ от 08.08.2009 № 65 «О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов». Стоит понимать, что организации оптовой торговли – промежуточное звено в цепочке производитель–потребитель и во многом от них зависит конечная цена препарата, попадающего к пациенту. В связи с этим крайне важно соблюдение указанных правил именно организациями оптовой торговли.  Так, можно отметить, что обычно отпускная цена производителя известна только организации оптовой торговли, а не самим аптекам. В судебной практике отмечается: «с учетом значительных объемов и ассортимента, поставляемых обществом аптечному учреждению лекарственных средств установление достоверности указанных обществом сведений о фактической отпускной цене производителя лекарственных средств по каждой поставляемой позиции не представляется возможным»[xxiv]. Более того, суды приходят к выводу, что «возложение обязанности по проверки достоверности указанных сведений на аптечное учреждение розничной торговли противоречит пункту 8 постановления Правительства РФ от 08.08.2009 г. № 654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства»[xxv].

Одним из самых распространённых нарушений в этом случае является включение  в протокол о согласовании цен недостоверных сведений о фактической отпускной цене производителя. Таким образом, формально организация оптовой торговли не превышает размера допустимых надбавок, однако в то же время нарушает положения Постановления о регулировании цен, явно завышая цену[xxvi].

При этом стоит отметить, что нарушение компаниями порядка ценообразования трактуется судами по-разному. Так, выделяются два различных вида наказания: согласно статье 14.1 КоАП и статье 14.6 КоАП. Например, ООО «Логос-Фарм» была признана виновной по ч. 2 ст. 14.6 КоАП: «нарушения ООО «Логос-Фарм» установленного порядка ценообразования, выразившийся в завышении цены на лекарственное средство, включенное в перечень ЖНВЛП»[xxvii]. Совершение указанного правонарушение влечёт к наложению штрафа на юридическое лицо в размере 100 тыс. рублей.  

В то же время в судебной практике существует позиция, согласно которой «превышение установленного размера предельных розничных надбавок и оптовых на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, является грубым нарушением лицензионных требований»[xxviii]. Данное нарушение, в свою очередь, соответствует ч. 4 ст. 14.1 КоАП – осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением. В рамках данной статьи юридическое лицо наказывается  менее строго –  штраф от 40 тыс. рублей до 50 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок 90 суток. Таким образом,  необходима унификация практики в рамках данного вопроса.  

При этом можно заметить, что не редки случаи признания рассматриваемых правонарушений малозначительными. На это могут повлиять такие факторы, как совершение правонарушения впервые, отсутствие общественной опасности, своевременное устранение нарушений, дальнейшая реализация продукции без превышения оптовых надбавок[xxix].  

С одной стороны, государственное регулирование в области цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты имеет ряд преимуществ. Ограничение оптовых надбавок стимулирует оптовых поставщиков работать напрямую с производителями лекарственных средств, что, в свою очередь, повышает доступность товаров и для конечных потребителей. В то же время стоит отметить и недостатки, вызванные усилением государственного регулирования. Прежде всего, снижается доходность оптовых компаний. Так, в 2001 г. уровень рентабельности составлял 7%, в 2005 г. – 6%, в 2010 г. снизился до 2%. Особенно это касается небольших вторичных дистрибьюторов, обслуживающих наиболее отдалённые и труднодоступные регионы РФ.

Следующая проблема связана с отсутствием у компаний определённой политики в отношении с дистрибьюторами, что приводит к многочисленным необоснованным отказам отдельным дистрибьюторам. Так, например, ФАС России уже дважды выносило предупреждение израильской компании «Teva» о наличии в действиях (бездействии) компании «признаков нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в экономически и технологически не обоснованном уклонении от заключения с закрытым акционерным обществом «Межрегиональная Фармацевтическая Производственно-Дистрибьюторская Корпорация «БИОТЭК»[xxx]. В свою очередь, такое уклонение, по мнению ФАС России, приводит к прекращению деятельности компании «БИОТЭК» по введению в оборот на территории России препарата «Копаксон-Тева», включённого в перечень ЖНВЛП и являющегося одним из самых эффективных средств для лечения рассеянного склероза. В связи с этим антимонопольная служба предупредила о недопустимости такой практики и необходимости устранения подобного бездействия путём заключения договора на поставку товара. 

Таким образом, стоит отметить двойственную ситуацию в сфере оптовой торговли. С одной стороны существует свобода договора и широкий спектр вариантов заключения дистрибьюторских соглашений, наиболее  соответствующих целям фармацевтических организаций. Однако с другой стороны весов находятся обширное государственное регулирование и контроль над функционированием рынка, обеспечивающий его стабильность и устойчивость.

Хранение лекарственных средств

 

Отдельного внимания заслуживают вопросы хранения лекарственных средств, поскольку в ходе реализации лекарственных препаратов организациями оптовой торговли предполагается как транспортировка, так и их хранение. Правовой базой для данного аспекта являются Правила оптовой торговли, а также Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств» (далее – Правила хранения). Данные правила не только предъявляют общие требования к хранению лекарственных средств (особого регулируется и хранение фармацевтических субстанций), но закрепляют особенности хранения отдельных групп лекарственных препаратов (в том числе, лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственного растительного сырья, средств, требующих защиты от пониженных и повышенных температур и т.п.). При этом в судебной практике подчёркивается, что  «требования к помещениям, предназначенным для деятельности, связанной с лекарственными средствами, обязательны для всех лицензиатов, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность вне зависимости от того, осуществляют ли они фактически деятельность, связанную с хранением лекарственных средств»[xxxi].

Стоит отметить, что сами Правила хранения не предполагают ответственности за нарушения данных норм. Однако, руководствуясь Положением о лицензировании, письмами Росздравнадзора[xxxii] и судебной практикой, можно сказать, что несоблюдение правил хранения является грубым нарушением лицензионных требований и, соответственно, наказывается согласно ч. 4 ст. 14.1 КоАП. Контроль над соблюдением указанных требований организациями оптовой торговли, в свою очередь, осуществляет Росздравнадзор и управления Росздравнадзора по субъектам РФ.

Можно выделить следующие распространённые нарушения Правил хранения. Отсутствие приборов для регистрации параметров воздуха, недостаточная площадь складских помещений, отсутствие помещений для лекарственных средств, требующих особых условий хранения, несоблюдение правил, требующих защиты от внешнего физического и физико-химического воздействия (свет, температура, влага), а также ненадлежащее ведение учётных документов (например, журнал регистрации показаний приборов, учёт лекарственных средств с ограниченным сроком годности).

Большинство из этих нарушений напрямую влияют на качество лекарственных препаратов, а, соответственно, и на их эффективность и безопасность для конечного потребителя. При этом следует понимать, что усиление контроля со стороны государственных органов, в частности, Росздравнадзора, не решит эту проблему. Контролирующий орган лишь борется с последствиями нарушений. В связи с чем в большей мере необходимо смещение акцента от контроля качества к обеспечению качества, чему может способствовать введение стандартов надлежащей дистрибьюторской практики. 

Более того, необходимо отметить, что имеют место нарушения и со стороны государственных органов. Так, судом было признано незаконным привлечение ООО «ЭСКОМ-СПб» к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. Основанием для такого решения послужило нарушение Росздравнадзором сроков проведения плановой проверки, что является грубым нарушением требований    Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[xxxiii] 

Таким образом, нельзя недооценивать значимость Правил хранения для всего оборота лекарственных средств в целом. В данной сфере стоит острая необходимость создания законодательных механизмов, которые бы обеспечили соблюдение указанных положений.    

 

Авторы

 

Шабров Роман Владимирович, управляющий партнер юридической фирмы «БРАС», эксперт Центра исследований нормативной среды фармацевтики и биотехнологий. Контакты: info@brasconsult.ru; +7 (499) 391-12-28. Сайты: http://brasconsult.ru/, http://pharmaandlaw.ru/

Шадрин Алексей Дмитриевич, стажер Центра исследований нормативной среды фармацевтики и биотехнологий.

[i] Обзор оптового рынка лекарственных средств на территории субъектов Российской Федерации в 2008-2009 гг. // ФАС России.

[ii] Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

[iii] Директива № 2001/83/EC Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О Кодексе Сообщества о лекарственных средствах для использования человеком».

[iv] Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

[v] Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности».

[vi] Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности». п. 6.

[vii] Заварзин А.В. Правовое регулирование договора поставки лекарственных средств: Автореф. … дис. канд. юр. наук. М., 2010.

[viii] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Ст. 506.

[ix] Гвичия Г. М.  Договор поставки лекарственных средств: Автореф. … дис. канд. юр. наук. СПб., 2005.   

[x] Заварзин А.В. Правовое регулирование договора поставки лекарственных средств: Автореф. … дис. канд. юр. наук. М., 2010.

[xi] Борисова А.Б. Дистрибьюторский договор // «Журнал российского права», № 3,  2005 г.

[xii] «Типовой дистрибьюторский контракт ICC. Монопольный импортер-дистрибьютор. Второе издание». (Публикация Международной торговой палаты № 646). // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

[xiii] Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.04.2005 № Ф08-1395/2005.

[xiv] Постановление ФАС Поволжского округа от 25.01.2005 № А55-6685/2004-42.

[xv] Постановление ФАС Уральского округа от 02.05.2006 № Ф09-3252/06-С3 по делу № А50-19308/2005.

[xvi] Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2010 № 07АП-10750/09 по делу А45-19054/2009.

[xvii] Постановление Президиума ВАС РФ от 18.05.1999 № 7073/98 по делу № А40-9311/98-55-54.

[xviii] Борисова А.Б. Дистрибьюторский договор // «Журнал российского права», № 3, март 2005 г.

[xix] Постановление Арбитражного суда г. Москвы от 15.01.2013 по делу № А40-118781/12.

[xx] Андреева Л.В. Защита прав сторон непоименованных договоров. // «Законы России: опыт, анализ, практика», 2012, № 11.

[xxi] Аналитический отчёт Фармацевтический рынок России. Итоги 2012 г. // DSM Group. URL: http://www.dsm.ru/content/file/godovoy_othet_cd.pdf.

[xxii] Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

[xxiii] Рубец К.Ю., Возисов К.А. Правовое регулирование дистрибьюторских отношений в РФ // Инмар. Юридическая фирма. С. 7.

[xxiv] Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 марта 2011 г. №  20АП-664/11.

[xxv] Решение Арбитражного суда Тульской области от 06.12.2010 по делу № А68-6942/10.

[xxvi] См. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2012 по делу № А56-34951/2012.

[xxvii] Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2013 по делу № А14-657/2013.

[xxviii] Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2012 по делу № А56-34951/2012.

[xxix] Постановление Арбитражного суда Архангельской области от 30 марта 2011 г. по делу №  А05-1481/2011. 

[xxx] Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. № АЦ/39563/13.

[xxxi] Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2013 № 05АП-8109/2013 по делу № А51-13806/2013.

[xxxii] Письмо Росздравнадзора от 23.07.2010 № 04И-722/10 «О соблюдении правил хранения лекарственных средств».

[xxxiii] Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2012 по делу № А56-7161/2012.