г. Москва, ул. Волгоградский проспект, д. 47
+7 (495)259-58-15

Международно-правовые аспекты регулирования обращения наркотических средств и психотропных веществ

Наркомания – проблема, вызывающая наиболее острую тревогу. Она не только предполагает опасность здоровью человека, употребляющего психоактивные вещества, но и создает угрозу государственному правопорядку и безопасности. Злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами, их незаконный оборот – это многогранная социальная неувязка, которая в последнее время приобрела глобальный характер и остро стоит перед всем мировым сообществом. 

Количество преступлений, связанных с нелегальным оборотом наркотиков продолжает расти. По итогам 2015 года правоохранительными органами расследовано 14,1 тыс. наркопреступлений, совершенных в организованных формах, что на 14,3 % больше, чем в предыдущем году. Из них 11,1 тыс. – Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) России (рост на 10,2 %), 2,2 тыс. – МВД России (рост на 43 %) и 0,8 тыс. – иными ведомствами (рост на 8,8 %). К ответственности было привлечено 13,2 тыс. участников организованных преступных групп и сообществ, что на 18,8 % превышает показатель за 2014 год, в том числе органами наркоконтроля – 75,6 %, или около 10 тыс. лиц данной категории (рост на 13,6 %)[i].

Также заметна тенденция на снижение среднего возраста участников нелегального оборота наркотических средств и психотропных веществ, а самое главное – потребителей указанных препаратов, что усугубляет демографическую ситуацию в России.

Отмеченные моменты определяют необходимость всестороннего исследования правового регулирования оборота наркотических средств, анализ всех его аспектов. Цель же нашей статьи состоит в том, чтобы предоставить систематизированный очерк международно-правового регулирования обращения наркотических средств и психотропных веществ, отдельно акцентируя внимание на внутригосударственных регуляторных мерах и политике Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в данной сфере.

История вопроса

Наркомания не является исключительно современным «достоянием». В той или иной степени, употребление психоактивных веществ было присуще всем первобытным племенам. Исключением являются лишь гренландские эскимосы туле, ареал обитания которых полностью лишен растений и грибов, а употребляемые ими в пищу мясо и рыба лишены каких бы то ни было галлюциногенных свойств[ii].

С расцветом цивилизации и приблизительно до середины XIX в. культивирование и употребление наркотических средств было одним из специфических признаков культуры ряда народов Востока, Азии, Центральной и Северной Америки. Во времена крестовых походов в Палестину (XI-XIII вв.) и при активизации торговых отношений с Персией и Индией (в второй половине ХVI в.) в Европу начал проникать опиум.

В середине XIX в. в Европе было распространено использование настоя из листьев и соцветий каннабиса, как противоспазматического и снотворного средства, а конопляное масло применялось как целебное средство при воспалениях. Первую же массовую вспышку наркомании в Европе связывают с антиалкогольными законами в Англии в 1840 г.[iii].

Знакомство со свойствами коки европейцам дало открытие великим итальянцем Христофором Колумбом американского континента в 1492 г.. Фактически до второй половины XIX в. наркотические средства не были широко известны рядовым европейцам и использовались в основном в медицинских целях. Конец XIX в. стал эрой экспансии наркотических средств в страны Старого и Нового Света.

Ранние международно-правовые меры

Наркотизация общества становилась очевидной, определенные регулятивные нормы уже начали появляться в национальных законодательствах ряда стран (в 1845 гг. во Франции; в 1895 и 1906 гг. в США, в 1906 г. в Китае), а правительство Индии приняло решение о сокращении объемов опиума, экспортируемого в Китай. ХХ столетие является началом истории борьбы мирового сообщества с наркотическими средствами.

Первым шагом в этом направлении стал созыв в 1909 г. международной опиумной комиссии с целью разработки мероприятий, направленных на ограничение незаконного оборота опиума в Китае и препятствование его нелегальному ввозу из стран Азии в Америку и страны Европы. Во время работы комиссии были сформированы две позиции. Более радикальная, которую лоббировала американская делегация, настаивала на немедленном запрете немедицинского употребления опиума. Вторая, которая была принята за основу резолюций, склонялась к регулированию и постепенному запрету[iv].

Хотя указанная комиссия не приняла ни одной обязательной нормы, она положила начало международному контролю в сфере распространения наркотических средств и стала основой для проведения Международной конференции в Гааге в январе 1912 года, на которой была принята первая в истории Международная конвенция об опиуме. Указанный документ закрепил такие принципы, как использование указанных средств только «в медицинских и разумных целях», правовое регулирование их производства и торговли и т.д. Несмотря на предусмотренные Конвенцией меры, ожидаемых результатов не наступило, в том числе из-за того, что к концу Первой мировой войны Конвенцию подписала 41 страна, а ратифицировали только 16[v].

После войны злоупотребление наркотическими средствами и увеличение объемов их контрабанды приобрели новые масштабы. Поэтому в 1925 г. была созвана ІІ международная Конференция по опиуму. Результатом ее работы стала Женевская Конвенция по опиуму от 19 февраля 1925 г. (37 стран-участниц), задекларировавшая обязанность принятия национальных актов, которые обеспечат действенный контроль над ввозом, изготовлением, распространением опия-сырца странами-участницами. Вводились лицензирование и регистрация внешнеторговых сделок; создавался Постоянный центральный комитет, который осуществлял контроль за соблюдением Конвенции; расширялся список наркотиков; предусматривалась возможность признания наркотиком любого вещества, что может вызвать те же последствия, что и перечисленные в Конвенции.

Начавшаяся в 1929 г. рецессия мировой экономики привела к тому, что в многих странах употребление одурманивающих веществ приобрело эпидемический масштаб. Х Ассамблея Лиги Наций приняла решение о немедленной разработке нового международного договора, результатом которого стало подписание в 1931 г. Международной конвенции об ограничении производства и о регламентации наркотических средств. В ней, помимо прочего, впервые сделана попытка оценить мировые потребности в наркотиках как лекарств и объектов исследования.

Результатом следующих 20 лет работы в данном направлении стало подписание еще рядя протоколов и договоров по вопросу незаконного оборота наркотических средств. Но такое разнообразие регулятивных норм оказывалось все менее эффективным. Поэтому после образования в 1945 г. Организации Объединенных Наций и Комиссии по наркотическим средствам одной из важнейших задач последней стала унификация международных норм по контролю за оборотом наркотиков[vi].

Формирование современной международно-правовой базы

После длительной работы, 30 марта 1961 г. была принята Единая конвенция о наркотических средствах. В ней определялось, что наряду с необходимостью применения наркотических средств в медицине для облегчения боли и страданий, наркотики является серьезным злом для граждан и социально-экономической опасностью для человечества[vii]. Конвенцией устанавливался перечень контролируемых веществ; определялись международные органы контроля над наркотическими средствами; регламентировались их функции и полномочия; ограничивалось изготовление и ввоз наркотических средств; закреплялись специальные положения культивирования, общие правила о наказании за нарушение наркотического законодательства, об обращении с наркоманами; прекращалась действие предыдущих международных договоров. Элементом Конвенции стали 4 списка наркотических средств, классифицировались по степени их вредности.

На сегодняшний день участниками Единой конвенции являются 152 государства. Советским Союзом она было подписана 31 июля 1961 г., ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 14 декабря 1963 г.

Созданные на основе Конвенции международные органы контроля – Комиссия по наркотическим средствам Экономического и социального Совета ООН и Международный комитет по контролю над наркотическими средствами, начали активную деятельность по борьбе с наркоманией. При их активном участии, на Венской конференции 21 февраля 1971 г. принята Конвенция о психотропных веществах, которая начала международный контроль над до того не контролируемыми природными или синтетическими веществами. Конвенция сегодня подписана 158 государствами, в том числе – Российской Федерацией. Конвенция была ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР 23 октября 1978 г.

Учитывая масштабы и тенденцию роста незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, осознание необходимости усиления и дополнения мер, предусмотренных двумя предыдущими Конвенциями, на специальной Конференции ООН в Вене 20 декабря 1988 г. была принята Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Указанная Конвенция была и остается единственным международно-правовым актом, предписывающий судам и другим имеющим юрисдикцию компетентным органам стран-участниц принимать во внимание в качестве обстоятельств, отягчающих правонарушения, целый ряд фактических обстоятельств. Также сделано особое ударение на совершенствовании эффективности юридических форм межгосударственного сотрудничества, установлении деловых связей, сотрудничестве в расследованиях и подготовке специалистов, обмене сведениями о транзите наркотических веществ, осуществлении мероприятий по организации контролируемых поставок; впервые установлен контроль над прекурсорами – веществами, которые используются при изготовлении наркотиков и психотропных веществ. Участниками конференции, по состоянию на 1998 г. стали 148 государств и Евросоюз.

Таким образом, ныне существующую правовую систему мирового контроля над наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами составляют три действующие международные конвенции (Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г.; Конвенция о психотропных веществах 1971 г., Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.). Они – это результат нашедшего поддержку мирового сообщества правотворчества, являющийся базисом для взаимодействия в вопросах наркооборота для подавляющего большинства стран.

Современная ситуация в сфере оборота наркотиков в России

В России стремительными темпами растет уровень наркопреступности, являющейся одной из главных угроз национальной безопасности нашей страны[viii]. Несмотря на то, что в сфере незаконного оборота наркотиков выявляется не более 15% от общего числа совершенных преступлений[ix], с момента распада СССР количество преступлений в данной сфере в Российской Федерации увеличилось более чем в 15 раз и продолжает возрастать ежегодно (только за период с 2003 по 2014 год количество зарегистрированных наркопреступлений увеличилось с 32 845 до 253 517)[x].

Также продолжает расти число лиц больных наркоманией, употребляющих наркотики без назначения врача, совершивших противоправные деяния в состоянии наркотического опьянения, количество отравлений ранее неизвестными психоактивными веществами, обладающими значительно большим наркогенным потенциалом по сравнению с «традиционными» наркотиками и вызывающими необратимые процессы в организме и психике человека[xi].

Согласно официальной статистике опыт употребления наркотиков имеют более 13% российских граждан (18 млн. человек), а общее число лиц, регулярно потребляющих наркотики, достигает 6% населения (8,5 млн. человек). Уровень информированности о наркотиках среди молодежи в среднем превышает 80%, достигая среди студентов вузов 92,6%[xii].

Распространение наркотиков также влечет за собой и существенный рост числа общеуголовных преступлений, отрицательным образом сказываясь на состоянии законности. По оценкам специалистов, около 70% корыстно-насильственных и корыстных преступлений совершается с целью получения денежных средств для приобретения наркотиков[xiii].

Глава ФСКН России Виктор Иванов отмечает, что в нашей стране 7,5 млн. человек ежедневно тратят на наркотики до 4,5 млрд. руб., а наркоторговцы ежегодно выводят из ВВП страны до 2 трлн. руб.

Наконец, нелегальный оборот наркотических средств и психотропных веществ является экономической основой таких серьезных вызовов и угроз современному обществу, как организованная преступность, незаконная миграция, коррупция, экстремизм и терроризм, оказывает негативное влияние на темпы социального и экономического развития, представляя серьезную угрозу для всех отраслей народного хозяйства. Исследования Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации подтверждают, что современная ситуация в сфере оборота наркотиков, представляет серьезную угрозу не только здоровью населения, но и экономике страны, правопорядку, а также безопасности Российской Федерации в целом[xiv].

Следует отметить, что основным на территории России нормативно-правовым актом, регулирующим оборот наркотических и психотропных веществ и их прекурсоров, а также, в сфере противодействия их незаконному обороту является Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров устанавливаются в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности, отмечается в данном ФЗ.

Помимо всего прочего, нормативно-правовой акт дает легальную дефиницию наркотическим средствам и психотропным веществам.

Так, наркотические средства – вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года.

В свою очередь, психотропные вещества – вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года.

Иными словами, дискреция определения того или иного средства или вещества наркотическим, или, соответственно, психотропным принадлежит законодателю, а точнее – Правительству, поскольку названный Перечень утверждается именно им.

В соответствии со ст. 2 закона наркотические средства и психотропные вещества, подлежащие контролю в российской Федерации, включаются в различные списки перечня наркотических средств, психотропных веществ (далее — перечень), утверждаемые Правительством Российской Федерации по представлению Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) и ФСКН.

На данный момент Перечень включает в себя следующие списки:

Список I: перечень наркотических средств и психотропных веществ (и их прекурсоров), оборот которых запрещен на территории РФ;

Список II: средства и вещества, оборот которых в нашей стране ограничен;

Список III: психотропные вещества, оборот которых ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля;

Список IV: прекурсоры, оборот которых в России ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством российской Федерации и международными договорами РФ. Данный список включает в себя также следующие таблицы.

Таблица 1: прекурсоры, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются особые меры контроля;

Таблица 2: прекурсоры, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются общие меры контроля;

Таблица 3: прекурсоры, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля.

Контроль подлежат наркосодержащие препараты, независимо от их количества и наличия нейтральных компонентов (вода, крахмал, сахар, бикарбонат натрия, тальк и т.п.). В отношении комбинированных лекарственных препаратов, содержащих, кроме основного контролируемого вещества, другие фармакологически активные компоненты, контроль устанавливается в индивидуальном порядке путем включения данного комбинированного лекарственного препарата в соответствующий список настоящего Перечня.

Оборот аналогов наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации запрещается действующим законодательством. В целях, предусмотренных указанным ФЗ, разрешается переработка (для получения новых) и последующее использование средств и веществ, внесенных в список и изъятых из незаконного оборота. Также допускается их использование для получения веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами.

Особо следует выделить категорию – наркотические лекарственные средства и психотропные лекарственные вещества. При их обращении подлежит применению закон об обращении лекарственных средств с учетом особенностей, установленных законом о наркотических средствах и психотропных веществах.

Формирование единой системы регулирования обращения наркотических средств в рамках ЕАЭС

Нельзя не заметить поступательного развитие в течение нескольких последних лет законодательства РФ в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, что является одной из составляющих государственной антинаркотической политики. Помимо совершенствования национальных мер контроля за оборотом названных веществ, потребовалась правовая база, которая регламентировала бы внешнеторговые мероприятия, в том числе с ограниченными в обороте товарами.

29 мая 2014 г. членами Таможенного союза, констатировавшими успешную реализацию задач по формированию Таможенного союза и Единого экономического пространства, был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе. Договор подписан на базе международных договоров, заключенных в основном в 2009–2010 гг. в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии[xv].

Союз выступает, в первую очередь, в роли международной организации региональной экономической интеграции равноправных независимых государств. Вступление в ЕАЭС открыто для других государств. Интеграцией затронуты такие сферы регулирования, как медицина, электросвязь, финансы, энергетика, транспорт, промышленность, сельское хозяйство и агропромышленный комплекс.

С учетом особенностей, присущих фармацевтической индустрии, рынок медицинской продукции был поставлен под действие ряда специфических условий. В Договоре об ЕАЭС наличествует раздел VII «Регулирование обращения лекарственных средств и медицинских изделий».

Согласно данному разделу и относящемуся к нему переходным положениям договора (ст. 100 «Переходные положения в отношении раздела VII) отдельные общие рынки относящихся к медицинской продукции товаров должны были быть созданы к 1 января 2016 г. 

Общий рынок фармацевтической продукции станет одним из первых в рамках Евразийского экономического союз. Свое функционирование данный рынок, в соответствии с вышеназванными договоренностями стран-участниц, начал с 1 января 2016 г.  

Отмечается, что единое регулирование фармацевтического рынка поможет, с одной стороны, повысить качество, безопасность и эффективность лекарств, обращающихся на территории стран-участниц ЕАЭС, чтобы потребители были удовлетворены. С другой стороны, оно позволит применять наилучшие практики их производства, снизить барьеры, связанные с особенностями национальных фармацевтических рынков[xvi].

В договоре сформулированы основные принципы регулирования обращения лекарственных средств, где наиболее актуальными выступают следующие[xvii]:

гармонизация и унификация законодательства государств-членов в сфере регулирования обращения лекарственных средств;

формирование единых требований к качеству, эффективности и безопасности лекарственных средств, находящихся в обращении на территории Союза;

разработка и применение единых методов исследования и контроля при оценке качества, эффективности и безопасности лекарственных средств.

В целях успешной реализации принципов, отраженных в Договоре, Евразийской экономической комиссией был разработан проект соглашения о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках ЕАЭС. Соглашение направлено на повышение доступности безопасных, эффективных и качественных лекарственных средств, а также на повышение конкурентоспособности фармацевтических производителей и устранение необоснованных ограничений во взаимной торговле. Повышение конкуренции достигается с помощью предоставления национального режима поставщикам государствам членам ЕАЭС.

В Соглашение утверждается порядок взаимодействия государств при выявлении фальсифицированных лекарственных средств. Вводится централизованная процедура сбора данных по выявлению фальсифицированной продукции для оперативного изъятия с рынка. Создается единый реестр зарегистрированных лекарственных средств, а также информационная база данных по выявлению побочных эффектов и случаев неэффективности лекарственных средств.

Стоит отметить, что происходящие интеграционные процессы не сопровождаются созданием специализированных органов, обладающих наднациональным характером. Реализации единых требований и стандартов в области регулирования обращения лекарственных средств возлагается на государственные регуляторные органы[xviii].

Ко всему прочему, в праве ЕАЭС нашли отражения правила, регулирующие перевозку и перемещения наркосодержащей продукции в медицинских и иных законных целях, где источником таких предписаний является Соглашение о порядке перемещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров по таможенной территории ТС от 24 октября 2013 г., применяющееся в отношении любого вещества, включенного в национальные перечни стран-участниц ЕАЭС.

Соглашением определяется порядок перемещения и перевозки некротических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: физическими лицами – для личного пользования[xix], юридическими лицами – при осуществлении торговли между государствами-членами, для проведения клинических исследований, экспертизы, государственной регистрации и контроля качества.

Совершенствование регуляторной политики ЕАЭС

С целью совершенствования системы контроля в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, в том числе культивирования наркотикосодержащих растений и недопущения их оттока в незаконный оборот необходимо:

— принимать комплексные меры по предотвращению осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров без соответствующей лицензии;

— осуществлять систематический контроль за соблюдением лицензионных условий, установленных для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, с принятием превентивных мер;

— ежегодно определять квоты, в пределах которых будет осуществляться производство, изготовление, хранение, экспорт, импорт наркотических средств и психотропных веществ, включенных в таблицы II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

— создание внебюджетного государственного фонда противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и злоупотреблению ими;

— разработать и осуществлять комплексные мероприятия по предотвращению импорта и экспорта наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров без соответствующих сертификатов;

— систематически предоставлять Международному комитету по контролю за наркотиками ООН сведения по импорту, экспорту или транзита наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, оборот которых находится под контролем в соответствии с требованиями законодательства и входящих в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

— усилить контроль за деятельностью, связанной с культивированием наркотикосодержащих растений путем оперативно-профилактического сопровождения деятельности сельскохозяйственных предприятий, получивших лицензию на право их выращивания, требования к охране посевов, мест хранения и переработки этих растений, порядка уничтожения отходов и пожнивных остатков;

— обеспечить разработку и внедрение современных технологий культивирования наркотикосодержащих растений с низким содержанием наркотических средств и психотропных веществ.

В целом, правовые аспекты проблемы повышения эффективности международной институциональной системы по противодействию незаконному обороту и злоупотреблению наркотиков могут быть решены путем совершенствования мер по координации усилий различных членов международного сообщества в указанной сфере.

Выводы

Стоит отметить, что политико-правовое взаимодействие государств в борьбе со злоупотреблением наркотиками прошло через определенные этапы, знание особенностей которых позволяет лучше увидеть современную картину противодействия указанной проблеме, понять механизм международно-правового контроля и регулирования в данной сфере, а также спланировать дальнейшие меры борьбе против незаконного оборота наркотиков.

На основе анализа современного состояния международно-правового сотрудничества сделан вывод о том, что магистральный путь к устранению проблемы незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ пролегает через сотрудничество государств в рамках общей согласованной стратегии. Как при разработке такой общей стратегии, так и при внедрении в жизнь отдельных программ борьбы с нелегальным оборотом наркотиков, важно руководствоваться комплексным подходом, основанным на признании взаимосвязи между изготовлением, сбытом и потреблением запрещенных веществ.

Никита Минюк

Стажер

Центра исследований нормативной среды

фармацевтики и биотехнологий

[i] Итоги деятельности Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков за 2015 год [Электронный ресурс] URL: http://www.fskn.gov.ru/pages/main/prevent/3939/4052/index.shtml (дата обращения: 02.03.16)

[ii] Брюн Е.А. Опыт использования антропологического принципа в анализе наркологических проблем // Этнографическое обозрение. 1998. № 1. С. 51.

[iii] Золотов Я.А. Наркотики: историческая ретроспектива // Экономика образования. 2013. № 1. С. 176.

[iv] Федоров А.В. К столетию Шанхайской опиумной комиссии 1909 г. // Наркоконтроль. 2008. № 4. [Электронный ресурс] URL: http://www.center-bereg.ru/m2508.html (дата обращения: 03.06.2016).

[v] Анисимов Л.Н. Международно-правовые вопросы борьбы с незаконными применением и распространением наркотических средств // Правоведение. 1970. № 6. [Электронный ресурс] URL: http://law.edu.ru/article/article.asp?articleID=189041 (дата обращения: 03.06.2016).

[vi] Там же.

[vii] Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года [электронный ресурс] URL: http://www.unodc.org/pdf/convention_1961_ru.pdf (дата обращения: 03.06.2016)

[viii] Михайлова Ю.В., Абрамов А.Ю. Основные тенденции и причины распространения наркомании в Российской Федерации // Кубанский научный медицинский вестник. 2013. №5. С. 10.

[ix] Роганов С.А. Синтетические наркотики: вопросы расследования преступлений. – СПб: Питер, 2001, С.4.

[x] Шаров М.И. Актуальные вопросы противодействия незаконному обороту наркотиков // Крымский научный вестник. 2016. № 1. С. 261.

[xi] Там же.

[xii] Программа «Противодействие незаконному обороту наркотиков», утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.03.2013 N 294-р // «Собрание законодательства Российской Федерации», 11.03.2013, N 10, ст. 1062.

[xiii]  В Иркутске Владимир Колокольцев провел заседание объединенной коллегии министерств внутренних дел Союзного государства России и Белоруссии [Электронный ресурс] URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/document/1053381

[xiv] Прокурорский надзор за исполнением законодательства о профилактике потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов несовершеннолетними: пособие / А.В. Гришин и др.; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. – М., 2013, С. 3.

[xv] Евразийский экономический союз. Обзор. 08 октября 2014г. Dentonts. [Электронный ресурс] URL: http://www.dentons.com/ru/insights/alerts/2014/october/8/eurasian-economic-union

[xvi] Корешков В.Н. Лекарства без барьеров // Российская газета. 2015. 19 октября. [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2015/10/19/farmrynok.html

[xvii] Договор о Евразийском экономическом союзе. Астана, 2014г. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/

[xviii] Маленченко В.С. Международно-правовые механизмы обеспечения безопасности обращения лекарственных средств. Дис… канд. юрид. наук. Москва. 2015. С. 81-82.

[xix] Перевозка и перемещение ограниченного количества наркосодержащей продукции в виде лекарственных средств для личного применения физическими лицами осуществляется при наличии подтверждающих медицинских документов или их нотариально удостоверенных копий, где указываются наименование и количество соответствующих веществ в объемах, определенных законодательствами стран-участниц ЕАЭС (Право Евразийского экономического союза: учебник. Отв. ред. С.Ю. Кашкин. – М.: Проспект, 2016, С. 131.).