г. Москва, ул. Волгоградский проспект, д. 47
+7 (495)259-58-15

Экономическая зона – фармацевтические кластеры

Тема санкций, направленных на российские компании и целый ряд граждан нашей страны, сегодня является наиболее актуальной, так как сегодня мы находимся в сложной экономической ситуации. В виду возрастания объема ограничений и запретов, государство было вынуждено ввести ответные меры. Они прописаны в Указе Президента РФ от 06.08.2014 года и связаны с блокированием импорта целой категории товаров, в том числе и лекарственных средств. Было  принято решение сократить объем импортных лекарственных средств на российском фармацевтическом рынке и запустить локализацию высокотехнологичного производства лекарственных препаратов и медицинских изделий, как механизм развития современной производственной базы в России и ограничения поставок в нашу страну препаратов импортного происхождения.

 Все больше российских предприятий объединяют свои силы и вкладывают инвестиции в создание фармацевтических кластеров в разных регионах страны, равно как и зарубежные компании заинтересованы в строительстве фармацевтических заводов на территории Российской Федерации. Большинство из них видит локализацию производства как единственный путь к удержанию баланса между импортом и экспортом лекарственных средств, а также сохранению партнерских отношений на международной бизнес-арене. К этому, очевидно, подталкивают иностранных предпринимателей действия правительства.  

Согласно федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации»  к 2020г. в целях обеспечения лекарственной безопасности России планируется достичь максимальной доли лекарств российского производства на фармацевтическом рынке путем разработки и производства аналогов импортируемых дженериковых и инновационных лекарственных средств, а также стимулирования организации производства высокотехнологичных химических и биотехнологических субстанций на территории, полностью перешедших на стандарты GMP.   

В России создание фармацевтических кластеров стало возможным после утверждения Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 31 января 2013 г. № 118 «Об утверждении Стратегии развития медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года»[1]  (далее — стратегия).

По нашему мнению, в принятии стратегии выразилось понимание государства в невозможности выхода инновационной продукции без централизации сил в едином пространстве т.е локализации кадров с высокой квалификацией, научно – исследовательских центров и профильных вузов, технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационных малых предприятий на единой территории создающей комфортные возможности для развития фарминдустрии, а следовательно расширения рынка отечественных лекарственных средств.

Однако опираясь на опыт , который существует сейчас, необходимо ввести критерии качества, которые позволяет отличить эффективно действующий кластер от неэффективного. Производимая продукция должна быть инновационной, выпущенной из качественного сырья, прошедшей перед поступлением на фармацевтический рынок скрупулезный контроль качества и безопасности.

Итак, под термином «фармацевтический кластер» понимается следующее:

«Фармацевтический кластер» (далее —  фармкластер) — это группа географически локализованных взаимосвязанных инновационных фирм — разработчиков лекарств, производственных компаний; технопарков, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг; объектов инфраструктуры: научно-исследовательских институтов, вузов, технопарков, бизнес-инкубаторов и других организаций, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом»[2].

Однако в законодательство Российской Федерации такой термин как фармацевтический кластер отсутствует что вызывает правовую не определенность, и, создается  реальная возможность возникновения серьезных проблем. Например, при  процессе изъятия земель под образование фармкластера. Следует понимать, что представляет собой кластер с точки зрения права на данный момент – некоммерческое партнерство компаний осуществляющих предпринимательскую деятельность, по нашему мнению это не совсем корректно с точки зрения права. Для кластеров должен быть точно определен, в отдельном законе, порядок создания объединений юридических лиц, процесс предоставления преференций на федеральном уровне и на уровне субъектов, в том же законе возможна формулировка определения «локального производителя».

В результате инвестиционной политики федеральных властей, в лице Министерства промышленности и труда Российской Федерации совместно с Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации  на фармацевтических рынок удалось привлечь крупных иностранных игроков (а именно:Novartis, Nycomed, AstraZeneca, Stada, Berlin-Chemie и т.д), а так же дать импульс развития российским компаниям («Биокад», «Фарм-холдинг», «Эрфарм» и т.д).

Сейчас, посредством кластеров обеспечена реальная возможность развития фармпроизводства на российской территории посредством кластерных проектов — предопределен курс на запуск производства препаратов высокого класса (биоаналогов) в России. В долгосрочное перспективе это обеспечит долю присутствия на российском рынке дорогостоящих лекарств,  произведенных в России в настоящее время закупаемых за рубежом,что в итоге позволит достигнуть конечную цель – обеспечение российских граждан российскими качественными медицинскими препаратами по доступным ценам.

Для решения амбициозных задач, поставленных в стратегии сформулированы задачи по налаживанию выпуска в России современных лекарственных средств в соответствии с требованиями Good manufacturing practice (GMP) — «Правил производства и контроля качества лекарственных средств. ГОСТ Р 52249-2009[3] -развитию материально-технической базы и решению кадрового вопроса, то есть по системной модернизации всей отрасли. 

Сегодня фармацевтические  кластеры успешно развиваются в окрестностях Москвы и Санкт-Петербурга, в Ярославской и Калужской областях, в Ставропольском крае, при увеличении темпов развития экономики, представляется возможным предполагать образование новых фармкластеров. Для них федеральные и региональные власти создают условия наибольшего благоприятствования: льготный таможенный и налоговый режим, выделение земельных участков, помощь в подготовке квалифицированных кадров и т.п.

Это высокий экономический потенциал, развитые химическая промышленность и энергетика, а также наличие фармпредприятий.

Подводя итог, очевидно,  у кластерного движения есть два пути развития: пророссийский, при котором государство будет поддерживать выпуск отечественными производителями дженериков, и прозападный, создающий условия для конкурентной борьбы отечественных компаний с перенесёнными на территорию России иностранными фирмами какгруппа компаний STADA CIS, «Берлин-Хеми/Менарини» (Италия), AstraZeneca (Великобритания), которые входят в топ-50 фирм-производителей готовых лекарственных средств по объему продаж на коммерческом рынке.

Важно понимать, что прозападный вариант развития событий, который заключается в переносе иностранных фармпроизводств на территорию России, приведёт к тому, что доля выпускаемых западными компаниями на нашей территории препаратов удвоится. При выборе прозападного варианта возможно снижение присутствия на фармрынке российских компаний, что является приоритетным для России.

На данный момент, возможно утверждать о выборе пророссийского варианта. Однако, мы считаем, что необходимо соблюдать баланс между двумя противоположными путями развития.

[1] Утверждена  распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008г. № 1662.

[2] http://gmpnews.ru/terminologiya/farmklaster/

[3] См.: М., Стандартинформ, 2009

Екатерина Владиславовна Ткаченко студент 2 курса ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», г. Москва;

Ванцева Анастасия Витальевна, студент 2 курса  ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия».